БРОНЗЫ и БРОНЗОВЫЙ ПРОКАТ
Антифрикционные
свойства бронзовых сплавов
Бронзы очень широко используются в качестве антифрикционных материалов,
но антифрикционные свойства составляют отдельную группу свойств и не
связаны с их механическими свойствами.
Это неочевидное утверждение можно проиллюстрировать на примере двух
бронз, используемых в подшипниках скольжения — БрС30 и БрАЖ9-4.
Важными характеристиками антифрикционных свойств являются: 1) допустимое
удельное давление p, 2) максимальная скорость v
вращения в подшипнике, 3) возможность работы при ударных нагрузках, 4)
возможность работы с незакаленной шейкой вала.
Вкладыши из бронзы БрС30 допускают значения p 150-250
и v 8-10. Для БрАЖ9-4 эти показатели существенно
ниже (p 75-100 и v 5). БрОС30
допускает возможность работы при ударных нагрузках (при уменьшении
допустимых параметров), а для БрАЖ такой режим крайне нежелателен. При
этом показатели механических свойств БрОС30 ( 6, 4, и НВ 25)
намного уступают тем же показателям для БрАЖ9-4 ( 55, 15, и НВ
110-180). Несмотря на существенно разную твердость обе эти марки
сопрягаются только с закаленными валами (незакаленные валы будут
изнашиваться).
Поэтому выбор марки бронзы для использования в подшипниках скольжения
основан именно на её антифрикционных, а не механических свойствах. Из
деформируемых бронз в этих целях массово используются БрАЖ9-4 и
БрАЖМц10-3-1.5 (прокат или непрерывнолитые), из литейных - ОЦС5-5-5,
БрОФ10-1. Последняя марка часто используется при наличии ударных
нагрузок. БрАЖ и БрАЖМц используются только в паре с закаленными шейками
валов. При проведении ремонтных работ в отсутствии технической
документации выбор оптимальной марки бронзы часто производится
эмпирическим путем, с учетом цены и доступности бронзы.
|